lola CZ » 20 янв 2015, 16:25
Материал об аварии 23 декабря 1944 года. Публикуется впервые. Ссылка на этот сайт обязательна ©
В 19.40 в полевого аэродрома Ясенки взнесся в небо самолет, пилотируемый заместителем командира 1 авиаэскадрилии лейтенантом Анисимовым Б.В., который летел на разведку погодных условий и в то же время инструктировал молодого командира экипажа Н.Я. Следина. Ст.лейтенант Анисимов к этому времени имел на счету 88 боевых вылетов и 295 летных часов. Линию фронта Ли-2 с бортовым номером 18415610 перелетел на высоте 2700 метров. Центру управления сообщили, что перелетели линию фронта в районе Нового Сача. Это было их последнее сообщение, когда радист А.Д. Доронин ещё добавил в 20.20 ч. ( время в разных источниках отличается) : «Ясно. Видительность шесть километров». И с этого момента уже не отозвались.
Что произошло стало известно только 24 января 1945 года. Когда в полк вернулся полубный механик Н.А. Ситников. Из его рассказа подтвердилось то, что здесь в 29-ом гвардейском Красносельском авиаполку уже знали, что в ночь на 23 декабря 1944 г. они, как и три других экипажа, были сбиты немецкими ночными истребителями.
Их самолет после попадания стрелы ночного бомбардировщика в воздухе взорвался, но все члены экипажа, кроме командира Анисимова, успели выскочить на парашютах и спастись – командир корабля лейтенант Н.Я. Следин, навигатор ст. лейтенант Л.П. Христовой, палубный механик ст.лейтенант Н.А. Ситников, стрелок-радист сержант А.Д. Доронин и стрелок А.А. Гуров.
Ст.лейтенант Н.А. Ситников в своих воспоминаниях писал : « ...Сбиты мы были на территории Нового Сача, где в 25( 15) км. западнее я находился в лесу до 26 декабря. Потом я встретился с польскими партизанам, у которых находился до прихода советских войск. 24 января 1945 я вернулся в свою часть.»
В судьбе Ли-2 сыграл роль сержант Otto Hill , который на ночное патрулирование вылетел с аэродрома Краков-Раковице на самолете Ju 88G. Контролер с наземной станции „Tatzelwurm“ навел аппарат в долины Дунайца и через мгновение радиоператор на радаре заметил контакт советского самолета. Hill спереди приблизился в самолету противника, который после его очереди в 18.16 час. на высоте 2600 м начал гореть. Случилось это в квадрате 25 Ost S/RB-56 , т.е. в просторе Яновице-Вробловице. Причем, самолет продолжал лететь, тяня за собой огненный шлейф. Вероятно, командир корабля остался у штурвала чтобы дать возможность экипажу покинуть горящую машину, которая все больше и больше снижала высоту. И ещё попытался сделать аварийную посадку в долине Дунайца, но горящая машина врезалась в лесок на берегу реки у села Олшины и разбился. В его обломках погиб заместитель командира авиаэскадрилии ст. лейтенант Б.В. Анисимов, который был похоронен рядом в местом аварии.
Остальные 5 членов экипажа спаслись на парашютах. После лейтенанта Следина и сержанта Гурова членом партизанского отряда И.Ф.Золотаря стал и стрелок-радист ст.сержант А.Д.Доронин. К партизанам, располагавшимся в с. Белдно в 30 километрах от места падения самолета, попал навигатор – ст.лейтенант Л.П. Христовой.
В январе 1945 г. после освобождения территории Советской Армией, все, включая Н.А. Ситникова, вернулись в родную часть.