Помощь проекту
 

Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственников моряк

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Татьяна Евгеньевна » 08 апр 2013, 20:26

Встреча турецкого посла на лидере эсминцев

Изображение

Георгий Терентьевич Плющенко

Изображение
Аватара пользователя
Татьяна Евгеньевна
Администратор
 
Сообщения: 27927
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Борис Баншац » 09 апр 2013, 12:00

КОММЕНТАРИИ К ФОТОГРАФИЯМ МОРЯКОВ ЛИДЕРА ЭСМИНЦЕВ "МОСКВА".

Николай Иванович ЛАВРИНЕНКО родился 20 января 1920 г. в селе Головачевка Аулие – Атинского района Южно – Казахстанской области Казахской ССР, ныне с. Айшабиби Жамбылского района Жамбылской области Республики Казахстан. Проучился три года на технологическом отделении Астраханского рыбопромышленного техникума. В 1940 г. призван на флот. Окончил Школу оружия Учебного отряда ЧФ, служил ариллерийским электриком на лидере эсминцев "Москва". После гибели корабля 26.06.1941 г. попал в плен. После освобождения с группой моряков добрался их Румынии до Симферополя, где проходил спецпроверку в флотском экипаже, откуда группу моряков, среди которых были четыре сослуживца с лидера «Москва» Александр ДЕВЯТКИН, Александр КОРОСТЕЛЕВ, Николай ЛАВРИНЕНКО и Василий МЕЖИН 10 октября 1944 года посадили в товарный вагон и повезли на восток в спецлагерь НКВД № 146 в г. Грозный. После проверки был зачислен в рабочий батальон, восстанаывливал Грозненские нефтепромыслы, строил газопровод Саратов - Москва.В хранящихся в семье ЛАВРИНЕНКО вырезках из выпускавшейся на строительстве газеты рассказывается о блестящей работе на одном из наиболее сложных и трудоемких объектах по монтажу насосной и обеспечении водоснабжения бригады по обвязке трубопроводов т. ЛАВРИНЕНКО. Это был первый успех коллектива, вышедшего победителем в соревновании компрессорных станций. Коллектив, построивший одну из лучших компрессорных станций, неустанно борется за то, чтобы и впредь быть в первых рядах. Бригадир ЛАВРИНЕНКО отмечен среди известных своими славными делами по всей трассе работников. Построенная ими компрессорная станция № 6 была принята правительственной комиссией с оценкой «отлично». В числе лучших работников Николаю предложили направление на учебу в институт, но родители не разрешили сыну ехать в Москву.
Демобилизованный после семи лет службы Николай ЛАВРИНЕНКО вернулся в Казахстан, где в 1947 г. поступил на учебу на исторический факультет Чимкентского Учительского института. Через два года Николай окончил институт. Ему была присвоены квалификация и звание учителя семилетней школы с правом преподавания в 5-7 классах. Молодой специалист был назначен преподавателем истории и одновременно завучем в школе села Берлик Коктерекского района Джамбульской области. В 1953 г. поступил в Киргизский заочный педагогический институт на исторический факультет, который окончил в 1956 году, получив квалификацию и звание учителя средней школы. Николай Иванович преподавал не только историю, но и географию, работал инспектором Районо, директором школы. В 1980г. ушёл на заслуженный отдых. Неоднократно избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся. Каждый раз заполняя очередную анкету, ожидал один и тот же вопрос о пребывании в плену. В 1979 г. получил Удостоверение участника Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны 2 степени в 1985 г. и юбилейными медалями. Развал Советского Союза и обострение межнациональных отношений в начале 90-х в республике привело к массовому выезду русских из Казахстана в Россию. Не миновала сия чаша и многочисленную семью ЛАВРИНЕНКО. Бросив родной очаг, в 1995 году они перебрались в Краснодарский край. 3 июля 2005 года ветеран умер в возрасте 85 лет. Фотографии и документы присланы его сыном Олегом.

СЕРДЮКОВ Федор Петрович, 1920 г.р., уроженец с. Владимировка Владимировского р-на (ныне г. Ахтубинск Ахтубинского района) Астраханской обл., призван в 1940 г. Кировским РВК г. Астрахани. Вместе с ЛАВРИНЕНКО учился в Учебном отряде ЧФ. Служил на флоте, затем направлен в морскую пехоту. Участвовал в обороне Севастополя. 16 января 1942 г. в звании старшины 2 статьи- помощник командира 3 взвода 9 стрелковой роты 3 стрелкового батальона 514 стрелкового полка 172 (в наградном листе ошибочно указано 182) стрелковой дивизии Приморской армии был тяжело ранен пулей в кисть левой руки с переломом кости, эвакуирован на Кавказ. После излечения демобилизован. По представлению Владимирского райвоенкома Астраханской области от 24 января 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1945 г. награжден медалью "За боевые заслуги".

Андрей Данилович ЗАКУСИЛО родился 15 октября 1911 г. в дер. Закусилы (по – украински Закусили) Волынской губернии (ныне Народичского района Житомирской области) в семье крестьянина – бедняка. В военном билете, выданном моряку в Октябрьском РВК г. Харькова, указано с. Закусилу Народицкого района.
В 1929 г. Андрей вступает в комсомол и после окончания семилетки в соседнем селе Бабиничи поступает в сельскохозяйственный техникум в селе Белка Барашивского района Киевской области, который окончил в августе 1933 г. Но работать по полученной специальности землеустроителя ему не пришлось. Повестка из военкомата определила на многие годы его будущую жизнь. Призванный в армию в августе (ноябре??) 1933 г. Житомирским РВК, Андрей был направлен на Черноморский флот. Имеющего среднее специальное образование новобранца отобрали для учебы на курсах командного состава в Севастополе, где он проучился два года. С декабря 1935 г. Закусило начальник продснабжения 33-го отдельного артиллерийского дивизиона Ижорского укрепрайона Краснознаменного Балтийского флота.
Стремительно строящийся военно – морской флот нуждался в грамотных образованных командирах. В стране создается широкая сеть учебных заведений, готовящих командные кадры для армии и флота. 1938 г. Закусило успешно сдает экзамены и приказом Наркома обороны № 02078 от 24.10.1938 г. зачисляется на 1 курс военно – морского факультета созданной в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в 1935 г. Военно - хозяйственной академии РККА в Харькове по специальности «военно- хозяйственная служба». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.1939 г. академии было присвоено имя В.М. Молотова. . В декабре 1939 г. парткомиссия академии принимает Андрея кандидатом в члены партии.
Решением Государственной экзаменационной комиссии от 24 августа 1940 г. Закусило присваивается квалификация «командира по устройству тыла и снабжения РККА и Военно – Морского флота». Выступая перед выпускниками факультета, заместитель наркома ВМФ сказал, что флот страны дождался, когда помощниками командиров кораблей наконец – то будут командиры с высшим образованием. Приказом Наркома РК ВМФ № 02834 от 31.08.1940 техник – интендант 1 ранга А.Д.Закусило назначен начальником службы снабжения лидера эсминцев «Москва» 4-го дивизиона миноносцев эскадры Черноморского флота. 26 июня 1941 г. попал в плен. После освобождения проходил спецпроверку в флотском экипаже в Симферополе и спецлагере НКВД № 174 в Подольске,откуда освобожден 31 декабря 1944 г. и направлен в Севастополь в Школу водолазов начальником МТО. Уволен в запас в 1948 г. Работал в Севастополе, Харькове.
А.Д. Закусило был награжден орденом Отечественной войны 2 степени в 1985 г.в ознаменование 40-летия Победы, медалями «За боевые заслуги» 27. 02.1948г. за выслугу лет в ВС СССР (время пребывания в плену в счет выслуги лет, дающей право на награждение не входило), «За победу над Германией», «30 лет Советской Армии и Флота» , « 40 лет Вооруженных сил СССР», «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР», «70 лет Вооруженных сил СССР», «20 лет Победы в ВОВ» , «30 лет Победы в ВОВ», «40 лет Победы в ВОВ», знаками «25 лет Победы в ВОВ» и «Ветеран Краснознаменного Черноморского флота».
Андрей Данилович Закусило умер 10 сентября 1991 года и похоронен в г.Харькове.Его воспоминания записаны зятем Владимиром Крупко и присланы вместе с документами и фотографиями ветерана.
Последний раз редактировалось Борис Баншац 26 апр 2013, 12:53, всего редактировалось 1 раз.
Борис Баншац
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 14:06

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Борис Баншац » 18 апр 2013, 20:03

ПОЛИТРАБОТНИКИ.

29 ноября 1941 г. начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ издал ДИРЕКТИВУ № 78 сс «ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В ПЕРИОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ», в которой говорилось:
«Прошло более 4 месяцев с момента введения института военных комиссаров в РККА и РКВМФ.
Прошедший период боевых действий показал, что комиссары в своем большинстве поняли свою ответственность за боевую готовность и боевую стойкость кораблей и частей, сумели перестроить свою работу в соответствии с директивой № 090 тов. Сталина.
В Военно-Морском флоте есть немало комиссаров, которые показали себя как подлинные большевистские руководители масс, как воинствующие комиссары ленинско-сталинской закалки.
В боях за Родину комиссары показывают подлинный героизм, отвагу и мужество, а если и погибают в боях с озверелыми фашистскими бандами, то погибают смертью храбрых, смертью героев.
…В ожесточенном бою с врагом смертью храбрых погиб военком ЛД <Москва> батальонный комиссар тов. ПЛЮЩЕНКО.(1)
Через 15 лет командовавший ранее лидером «Москва» В.Н.ЕРОШЕНКО писал в своих мемуарах: «Вспоминаю замполита Георгия Терентьевича ПЛЮЩЕНКО — спокойного и вдумчивого под стать командиру.
…После войны стали известны мне подробности гибели военкома «Москвы» батальонного комиссара ПЛЮЩЕНКО. Во время боя он находился на верхней палубе, воодушевляя своим мужеством бивших по врагу артиллеристов. Взрыв мины застал ПЛЮЩЕНКО вблизи этого места, где корабль переломился и политработник погиб вместе с кораблем, разделив участь большей части экипажа.» (2)
В 1985 году бывший Член Военного совета Черноморского флота адмирал Н. М. КУЛАКОВ напишет, что «Многое о последних минутах лидера «Москва», экипаж которого до конца доблестно выполнял воинский долг, стало известно уже после войны. Люди вели себя геройски, никто не оставлял своего поста без команды. Большинство личного состава погибло вместе с кораблем. По свидетельствам очевидцев, сознательно пренебрег возможностью спастись заместитель командира по политчасти батальонный комиссар
Г. Т. ПЛЮЩЕНКО.» (3)
В Российском Государственном архиве социально – политической истории хранятся регистрационные бланки членов ВКП(б) на политработников, погибших на лидере эсминцев «Москва» (исх.№18 от 12.01.2012), по которым можно узнать об их жизни и службе на день заполнения. Все учетные карточки погашены Главным Политуправлением РК ВМФ 26 сентября 1941 года с лаконичном записью «Убит»…. Некоторая информация оказалась в различных донесениях по безвозвратным потерям.
В первичной партийной организации крейсера «Красный Кавказ» 13 июня 1938 г. заполнил анкету к партбилету № 1959126 образца 1936 г. (выданному взамен партбилета № 0485795) ПЛЮЩЕНКО Георгий Терентьевич, принятый в кандидаты ВКП(б) в ноябре 1928 г. парткомиссией Крымского Укрепленного района Черного моря и в члены партии в июле 1928 г. парткомиссией Северо – западного Укрепленного района Черного моря. (РГА СПИ, ф.17, оп. 99. Учетно – партийные документы)
ПЛЮЩЕНКО Г.Т. родился в 1905г. в селе Ильмень Руднянской волости Камышинского уезда Саратовской губернии (в последующем проводились неоднократные изменения административно – территориального деления, поэтому в ряде документов указаны различные данные, ныне это Руднянский район Волгоградской области – ББ). Отец Терентий Егорович до 1917 г. – крестьянин – бедняк, после 1917 г. – крестьянин – середняк, с 1932 г. – рабочий – плотник. Мать Мария Никитична вела домашнее хозяйство. В 1917 г. Георгий окончил сельскую школу и до призыва в армию в октябре 1927 г. работал хлебопашцем в хозяйстве отца. В 1925 г. вступил в комсомол, в котором состоял до 1930 г.
С октября 1927 по январь 1928 г. проходил курс молодого матроса в Черноморском флотском экипаже и был отобран для обучения в Объединенной школе Учебного отряда ЧФ, где с января по апрель 1928 г. осваивал специальность комендора. Выпускник школы был направлен на канонерскую лодку «Красная Грузия», переклассифицированную 28 июня из минного заградителя, где служил до ноября 1928 года. За время службы показал себя с положительной стороны, быстро освоил специальность и был рекомендован для обучения на командира отделения комендоров. С ноября 1928 г. по июнь 1929 г. ПЛЮЩЕНКО учился в ОШ УО ЧФ, по окончании которой получил назначение на эсминец «Незаможник», где служил до сентября 1930г. По состоянию здоровья лечился в Военно – морском госпитале, а затем убыл в отпуск по болезни в г. Грозный, где у сестры находилась его жена с дочерью.

С ноября 1930г. по апрель 1931 г. служил командиром отделения комендоров на канонерской лодке «Красная Грузия», затем до сентября 1932 г. – на крейсере «Коминтерн», проходившем капитальный ремонт на Севастопольском Морском заводе с учетом его «переквалификации» в учебный. Моряки помогали заводчанам проводить ремонт, одновременно осваивая новое вооружение и оборудование. Переоборудование крейсера оказало существенное влияние на его тактико-технические данные и вооружение. Уменьшилось число орудий главного калибра, увеличилось количество зенитных средств; были установлены орудия для стрельб при отработке практических занятий курсантами и слушателями. На вооружении корабля теперь имелось восемь 130-мм орудий (вместо 16), три 76,2-мм орудия, два 37-мм автомата и несколько пулеметов. Для учебных целей было установлено четыре 75- и два 47-мм орудия. Орудия главного калибра были установлены: шесть по бортам — по три на каждом (по два в казематах и по одному на шкафутах за броневыми щитами), одно — на полубаке и одно — на полуюте.
В середине июля 1931 г. завод предъявил крейсер к сдаче. Около двух месяцев комиссия флота осуществляла приемку корабля у стенки завода, затем в море.
15 сентября 1931 года на крейсере прозвучал сигнал большого сбора, по которому команда выстроилась на верхней палубе. На корабль прибыл начальник штаба Морских сил Черного моря К. И. ДУШЕНОВ. После подъема Военно-морского флага весь личный состав собрался на полуюте. К. И. ДУШЕНОВ зачитал приказ о вступлении крейсера в строй как учебного корабля.
Переоборудование крейсера в учебный дало командованию флота возможность более масштабно и целенаправленно решать вопросы практического обучения слушателей, курсантов и краснофлотцев различным специальностям. Эту задачу он успешно выполнял. В 1932 г. «Коминтерн» совершил четыре больших похода по Черному морю, обеспечивая практику слушателей и курсантов военно-морских учебных заведений, краснофлотцев Учебного отряда, крейсер одновременно отрабатывал задачи боевой подготовки, главными из которых являлись артиллерийские стрельбы и минные постановки. Большое внимание на корабле уделялось отработке отражения ударов авиации, атак торпедных катеров и эскадренных миноносцев, а также стрельбам совместно с артиллерийскими батареями береговой обороны. Крейсер систематически участвовал в проводимых на флоте учениях и маневрах.(Спахов С.Ф., Степанов М.Е. «Крейсер «Коминтерн», Киев, Политиздат Украины, 1990)
С сентября 1932 г. по январь 1933г. вновь учеба в Объединенной школе Учебного отряда флота на старшину группы комендоров и до декабря 1934 г. служба в новой должности на эсминце «Фрунзе». Одновременно в 1934 г. Георгий окончил школу повышенного типа при Учебном отряде флота.
В 1935 г. в РКВМФ была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан - лейтенант». Большое количество моряков - коммунистов было переаттестовано в политсостав и направлено на политработу.
С декабря 1935 г. ПЛЮЩЕНКО на политработе: до октября 1936 – политрук на учебном корабле «Нева», с октября 1936 г. по март 1937 г.- исполняющий должность политрука, а затем ответственный секретарь партбюро на крейсере «Красный Кавказ», который до вступления в строй новых крейсеров типа “Киров” оставался самым совершенным и самым сильным из советских легких крейсеров. Как писал нарком ВМФ СССР в 1939-1946 годах
Н. Г. КУЗНЕЦОВ, этот крейсер "являлся своего рода прототипом тех новых, крупных, советских кораблей, которые должны были закладываться в будущем". В 1938 году крейсер добивается звания "Лучший в Военно-Морском Флоте".
10 мая 1937 г. был снова введён институт военных комиссаров во всех воинских частях и на кораблях. 31 августа 1939 г. ПЛЮЩЕНКО назначен военным комиссаром лидера эсминцев «Москва». Создавшееся в центре Европы положение вызывало беспокойство Советского правительства, которое вынуждено было предпринять ряд серьезных ответных мер. В первый же день второй мировой войны, 1 сентября 1939 года, Верховный Совет СССР принял Закон о всеобщей воинской обязанности, который позволял в короткий срок значительно поднять обороноспособность Советского государства перед лицом возросшей угрозы фашистской агрессии. В этом направлении была спланирована и вся партийно – политическая работа на корабле.
В октябре 1939 г. командование Черноморского флота получило правительственное задание – двум кораблям доставить из Севастополя в Стамбул турецкую правительственную делегацию во главе с министром иностранных дел Турецкой Республики Шюкрю САРАДЖОГЛУ, возвращающуюся на родину после завершения переговоров в Москве. Для этой цели были выбраны лидер эсминцев «Москва» и эсминец «Беспощадный». Командование отряда (командир капитан 2 ранга С.Г.ГОРШКОВ, военком – батальонный комиссар И.А. БОРОДЕНКО) руководство делегации и полпред СССР в Турции А.В.ТЕРЕНТЬЕВ должны были располагаться на «Москве». Это накладывало на личный состав корабля дополнительные нагрузки. На корабле еще служили моряки, участвовавшие в первом визите в Турцию в ноябре 1938 г. на похороны Президента республики Кемаля АТАТЮРКА. Они рассказывали товарищам об этом походе, за который личный состав 21 декабря 1938 г. получил благодарность Наркома ВМФ «За отличное выполнение правительственного задания».
В подготовительный период усилия командования, политорганов, партийной и комсомольской организаций были направлены на разъяснение личному составу важности предстоящего похода, той высокой ответственности, которая ложится на каждого моряка. Речь шла о тщательной подготовке материальной части к длительному безаварийному плавании, о повышении тактической и специальной выучки экипажа. Были изучены материалы похода 1938 года, спланировало проведение мероприятий с личным составом, проведение лекции о Турции, поставлены задачи каждому моряку по действиям во время пребывания на борту иностранной делегации.
В 16 часов 19 октября к лидеру подошли катера с гостями, встреченными командованием отряда и корабля согласно морским законам вежливости. Во время похода военком корабля организовал беседы тов. ТЕРЕНТЬЕВА с моряками, выпуск стенгазет.
Министр иностранных дел Турции был восхищен кораблем: «Очень, очень хороший корабль, чувствуется мощь, чувствуется сила. Даже во время быстрого хода нет никакого сотрясения от работы машин. Корабль очень хороший!
Меня поразил молодой командный состав корабля. Но он очень быстро и умело справляется со своими обязанностями. У командиров очень энергичные лица и ловкие движения. Среди таких людей я счастлив провести путешествие.»
Тов. ТЕРЕНТЬЕВ улыбнулся с некоторой гордостью сказал: «Люди сталинской эпохи.»
Министр, соглашаясь, кивнул головой.
На берегу моряки участвовали в различных мероприятиях: возложении венка к памятнику независимости, экскурсиях, приемах. 24 октября корабли вернулись в базу. Это был последний довоенный зарубежный поход советских военных кораблей.
Центральный Комитет партии весной 1940 г. провел специальное совещание по вопросам идеологической работы в Вооруженных Силах. Партия призвала армейские и флотские партийные организации усилить воспитание войск в духе советского патриотизма, беззаветной преданности идеям социализма, указала на необходимость готовить личный состав не к легким победам, а к борьбе с сильным, опытным и коварным врагом.
Для создания единоначалия в армии и на флоте 12 августа 1940 г. комиссары были упразднены. Два начальника – один командир, а второй надзирающий за ним – размывали ответственность за исполнение боевой задачи – становилось непонятно, кто из них конкретно отвечает за поражение? Правда, оставались заместители командиров по политической части. Таким образом, была упразднена функция надзора за командным и начальствующим составом и оставлена только функция воспитательной работы.
В 1940 г. Главный военный совет ВМФ принял специальное постановление, в котором намечалось улучшить подготовку корабельного состава. В частности, признавалось необходимым углубить изучение опыта боевых действий на морских театрах второй мировой войны, ликвидировать сезонность в обучении, не допускать упрощенчества в боевой подготовке, более обстоятельно изучить способы борьбы с минной опасностью, улучшить работу командиров и штабов по организации и осуществлению взаимодействия кораблей с авиацией и средствами береговой обороны. Было увеличено количество учебных походов, тактических и отрядных учений и маневров.
На корабле по инициативе коммунистов и комсомольцев широко развернулось социалистическое соревнование по всем видам боевой подготовки между отдельными моряками, а также между подразделениями и боевыми частями.
Газета «Красный черноморец» в 1939 -1940 гг. публиковала фотографии отличников боевой и политической подготовки лидера «Москва» комсомольцев В.А. ПУШКИНА и И.М. КОТЛЯРСКОГО, передовиков социалистического соревнования имени Третьей Сталинской Пятилетки лейтенанта Н. МАКСИМОВА, комсомольца А.Т.ИВАНОВА и командира отделения В.ГРИГОРЬЕВА, кандидата партии машиниста А.ДУБРОВА. Своим опытом работы делился с черноморцами передовик социалистического соревнования командир отделения артиллерийских электриков лидера «Москва» младший командир БРОДЕЦКИЙ. О высоком качестве проведении занятий по истории ВКП(б) руководителем группы А.Д.ЗАКУСИЛО рассказал в статье «Подготовка к политическим занятиям решает успех учебы» старший политрук П. ШЕСТАКОВ.

.
Михаил Андреевич РЫБКИН родился в 1903 г. в Севастополе в семье рабочего. С января 1916 года Михаил работал на Севастопольском Морском заводе котлочистом, а с октября 1917 г.- нагревальщиком заклепок. С ноября 1918 г. по октябрь 1922 г.-- чернорабочий на железнодорожной станции Севастополь, затем сторож вооруженной охраны в Севастопольской портовой таможне. В 1922 г. вступает в комсомол и состоит в нем до 1927 года. В октябре 1925 года Михаила призвали на флот. Четыре года он служил на плавбазе «Березань» отдельного дивизиона подводных лодок МСЧМ.
Бывший корабль Добровольного флота «Петербург», построенный в Англии в 1870 – 1879 гг. как «Тюрингия» участвовал еще в 1 мировой войне. Оставленный врангелевцами при уходе из Крыма, корабль был переоборудован в плавбазу подводных лодок. Экипажу приходилось постоянно заниматься ремонтом корабля, поддерживая его в рабочем состоянии. Когда в октябре 1929 г. плавбазу списали в резерв, младший командир РЫБКИН был назначен библиотекарем на береговой базе ОДПЛ, переформированного 3 февраля 1931 г. в 1-ю бригаду подводных лодок.
В марте 1938 г. парткомиссия 1-й БПЛ ЧФ принимает его в кандидаты, а в апреле 1939 г. - в члены партии (партбилет № 2746717). В 1937 г. РЫБКИН сдал экзамены за 5 классов семилетней школы на 1-й БПЛ и в мае 1938 г. становится начальником библиотеки в звании техник – интендант 1 ранга. Переаттестован в политсостав.
На 22 июня 1941 г. заместитель командира БЧ-5 лидера «Москва» по политической части, политрук.


Лев Вениаминович ПОЛЯЧЕНКО родился 29 марта 1909 г. в г. Триполье Киевской области. В 1921 г. он окончил сельскую школу в с. Киселевка Звенигородского уезда Киевской губернии и в 1924 г. – 67-ю трудовую школу в г. Киеве. В апреле 1925 г. ПОЛЯЧЕНКО начинает трудовую деятельность, работая помощником моториста в сельскохозяйственной артели «Победа» в с. Чеботарка Евпаторийского района Крымской АССР. В августе того же года. переехав в Киев, становится на учет на бирже труда как безработный, а с февраля 1926 г. чернорабочий на общественных работах Киевского Горкоммунхоза. В сентябре 1926 г. поступает на учебу в Промышленно – техническую школу металлистов, где в июне 1929 г. оканчивает 2 курса и устраивается чернорабочим на строительство Петровского моста в Киеве. С января по апрель 1930 г. – чернорабочий на машиностроительном заводе «Большевик», а затем литографский переводчик в 6-й фотолитотипографии им. Ленина. В 1930 г. вступает в комсомол., а в августе 1931 г Октябрьский райком КП(б)у г. Киева принимает его кандидатом в члены партии.
В октябре 1931 года Льва призывают на Черноморский флот, где он до мая 1932 г. в Объединенной школе Учебного отряда изучает специальность радиста, по которой в дальнейшем служит на эсминце «Дзержинский». В феврале 1932 г. Партийная комиссия Севастопольского Главного военного порта принимает ПОЛЯЧЕНКО в члены ВКП(б).(партбилет № 2484008 заменен на партбилет образца 1936 г. № 0288077).В августе 1932г. ПОЛЯЧЕНКО вновь направляют в ОШ УО ЧФ, где он учится на курсах младших командиров.
На 22 июня 1941 г. старший инструктор 5-го отдела Политуправления ЧФ (инструктор ПУ ЧФ по комсомолу) старший политрук.



Василий Федорович ТАРАКАНОВ родился в 1912 г . в Даниловском сельсовете Даниловского района Ярославской области в крестьянской семье.
С февраля по октябрь 1930 г. работал чернорабочим в артели по добыче булыжного камня и гравия «Красноборец» на разъезде Догадцево Ярославского района Ивановской промышленной области, затем до мая 1932г. плотником на строительстве Ярославского резинового завода, одновременно учился в школе «Стройуч». В 1931 г . вступил в ВЛКСМ, а в апреле 1932 г. Ярославским горкомом ВКП(Б) был принят кандидатом в члены партии. В мае 1932 г уезжает в Хабаровск, где работает инспектором технического нормирования в Дальневосточном краевом комитете союза строительства, а с мая 1933г. председателем постройкома на строительстве Авторемонтного завода.
В ноябре 1934 г. ТАРАКАНОВА призывают на флот. В Школе оружия Учебного отряда Тихоокеанского флота в июне 1935 г. он получает специальность дальномерщика. Получив направление на тральщик «Ара» бригады заграждения и траления ТОФ, он проходит службу в должности дальномерщика, командира отделения дальномерщиков(до мая 1938г.) и заместителя политрука. В июле 1938 г. Партийная комиссия бригады заграждения и траления принимает ТАРАКАНОВА в члены партии (партбилет №1897895).
Тральщик «Ара» (с 1.5.1934. ТЩ-12) бывший рыболовный траулер треста Главдальвостокрыбпрома, построенный в 1932 – 1933 гг. на Северной верфи Ленинграда был передан 1 декабря 1933 г. от Наркомата рыбной промышленности в ВМФ. Переоборудование рыболовецкого судна в тральщик проекта 33 для МСДВ предусматривало снятие всего рыболовного оборудования, установку артиллерийского вооружения, морского трала Шульца, морского змейкового трала, устройств, необходимых для использования тралов, дополнительной пародинамо на 15 кВт, минных путей и скатов. Коренной переработке подверглась радиорубка, ходовая рубка, увеличено число спальных мест и улучшены условия обитаемости. 1 августа 1934 г. новый тральщик был включен в состав ТОФа. Тральщик доставлял продовольствие и горючее из Владивостока в строящиеся в Приморье базы, а во время боевых действий у озера Хасан в августе 1938 г. занимался перевозкой войск, доставив за две недели боев 500 красноармейцев - предел его возможностей.
На 22 июня 1941 г. заместитель командира по политической части тральщика Т-258 эскадры ЧФ, политрук.Вероятно, на лидере "Москва" исполнял обязанности заместителя командира БЧ-2 по политчасти.




(1) ЦВМА, ф. 11, on. 2, д. 62, л. 77-83.
(2)В.И. Ерошенко «Лидер «Ташкент»», М., ВИ., 1966, стр. 137-140.
(3) Н.М. Кулаков» Доверено флоту» М,ВИ,1985, стр. 40
Борис Баншац
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 14:06

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Борис Баншац » 18 апр 2013, 20:28

В рукописном «Донесении о безвозвратных потерях экипажа ЛД "Москва"» у военкома корабля ПЛЮЩЕНКО Г.Т. место рождения указано как с. Ильмень Руднянского р-на. Название области разобрать трудно, то ли Стал., то ли Смол. В дальнейшем, видимо, название области посчитали как Смоленская, где и внесен в Книгу Памяти. Это вошло в многие последующие документы. В действительности моряк родился в селе Ильмень Руднянского района Сталинградской области. Моряк ошибочно включен и в 3 том Книги Памяти Севастополя (стр. 759) как политрук 1 роты 1 батальона 8 бригады морской пехоты, раненый 25.12.41 . Пропал без вести. На 1937г - ответ. секретарь крейсера «Красный Кавказ». Действительно, ПЛЮЩЕНКО Г.Т. до назначения военкомом «Москвы» в августе 1939 г. с марта 1937 года был ответственным секретарем партбюро крейсера «Красный Кавказ». ( РГАСПИ ф.17, оп.99). Вероятно, ошибка произошла во время войны в ЦБУП при заполнении алфавитных карточек, т.к. в списках 8БрМП фамилию ПЛЮЩЕНКО найти не удалось.
В территориальных Книгах Памяти значатся:
ПЛЮЩЕНКО Георгий Терентьевич Лейтенант, литер э\м г. Москва, военкомиссар. Родился: 1905 г., Руднянский р-н. Призван Руднянским РВК. Погиб в бою 26.06.1941 г. Похоронен: в Черном море.КП Смоленская область. Руднянский район. Стр.388.
ПОЛЯЧЕНКО Лев Вениаминович Урож. Зилаирского района. Черноморский флот, ст. политрук, пропал без вести 16.09 (так в тексте _ ББ).41 КП Башкортостан. Книга 10, стр. 404 – 405.Залаирский район
ТАРАКАНОВ Василий Федорович 1913, Даниловский р-н, Политрук. Погиб 26.07(так в тексте ББ).1941. КП Ярославская область. Том 6 .Ярославский район. Стр.547
Борис Баншац
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 14:06

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Татьяна Евгеньевна » 19 апр 2013, 21:57

Фотографии ПЛЮЩЕНКО представлены его сыном Виталием.

Изображение


Изображение
Аватара пользователя
Татьяна Евгеньевна
Администратор
 
Сообщения: 27927
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Татьяна Евгеньевна » 24 апр 2013, 20:34

Это вырезка из газеты Черноморского флота "Красный черноморец" после 21 ноября 1940 г. (дата назначения ТУХОВА). Опознаны командир корабля капитан-лейтенант ТУХОВ Александр Борисович, замполит батальонный комиссар ПЛЮЩЕНКО Георгий Терентьевич, помощник командира старший лейтенант ПРИВАЛЕНКОВ Лев Иванович, начальник службы снабжения ткхник-интендант 1 ранга ЗАКУСИЛО Андрей Данилович.


Изображение
Аватара пользователя
Татьяна Евгеньевна
Администратор
 
Сообщения: 27927
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Татьяна Евгеньевна » 25 апр 2013, 21:48

Римма Александровна Коростелева(жена младшего сына ) поделилась документами и фотографиями : Коростелев Александр Терентьевич

Изображение





Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
Татьяна Евгеньевна
Администратор
 
Сообщения: 27927
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35


Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Татьяна Евгеньевна » 25 апр 2013, 21:53

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение



Александр Терентьевич умер 22.12 2008г , ему было 90 лет
Аватара пользователя
Татьяна Евгеньевна
Администратор
 
Сообщения: 27927
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: Фотографии и документы из архива Б. Баншац и родственник

Сообщение Борис Баншац » 26 апр 2013, 11:08

Обратите внимание на искажение фамилии как и в архивных документах: Коростелев, Коростылев, Коростелёв, Коростылёв.
Борис Баншац
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 27 мар 2013, 14:06

Пред.След.

Вернуться в Лидер эсминцев "Москва". Судьба экипажа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

http://counter.rambler.ru/top100.jcn?2835852