Помощь проекту
 

«Русские рабы» Роммеля

«Русские рабы» Роммеля

Сообщение МИШИНА » 07 янв 2013, 18:09

«Русские рабы» Роммеля





Есть важный аспект североафриканской кампании 1940-1943 гг., который «выпал» из внимания исследователей, не нашел их должной оценки. Это – использование Роммелем советских военнопленных на фортификационных работах по обеспечению боевых операций: на Африканском ТВД – более 20 тыс. чел., в Италии – 10 тыс., что до сих пор умалчивается воевавшими сторонами.

Прибыв на фронт, Э.Роммель очень быстро убедился, что личный состав вверенных ему войск тяжело переносил африканскую жару и нещадно дувший ветер «гибли» — песчаную поземку, не только засыпавшую мелкой пылью глаза, уши и легкие роммелевцев, но и делавшую оптику матовой, а всю боевую технику — не годной к применению. О создании в таких условиях каких бы то ни было объектов военной инфраструктуры не могло быть речи. У солдат не хватало сил даже для рытья элементарных окопов, не говоря уже об оборудовании боевых позиций. Об этом Роммель доложил в Берлин и попросил Ставку отобрать и направить в его распоряжение... более-менее здоровых советских граждан или военнопленных, находившихся в концлагерях или угнанных в Германию, с целью использования их на тыловых работах.
----------------------<cut>----------------------

Просьбу Э. Роммеля удовлетворили. На Север Африки в короткие сроки были переброшены более 20 тысяч наших пленных соотечественников, которые приступили к сооружению для армии Роммеля всего, что требовала война, – от траншей до глубоко эшелонированных укрепрайонов на территории Туниса, Ливии и Египта.

«Русских рабов», как их называли бедуины, размещали в песчаных рвах или в наспех вырытых ямах, затянутых сверху брезентом. Их засыпало песком, они умирали от голода и болезней, но под дулами автоматов они натужно выполняли то, что от них требовали, хотя каждый третий и нашел там свою могилу.

Оборудовав руками военнопленных, в том числе русских, территорию, как театр военных действий, фельдмаршал Роммель, возможно, и не проиграл бы так быстро свою североафриканскую битву, если бы Берлин не забрал у него самые лучшие дивизии, перебросив их на Восточный фронт, к Сталинграду. После поражения у Эль-Аламейна фашистские войска покатились назад. Роммель, отступая, бросил на произвол судьбы своих итальянских подопечных, но не бросил оставшихся в живых русских — они отходили на запад вместе, и русские теперь были для немцев тягловой силой...

Превосходство англичан нарастало ежедневно, и становилось ясно — война проиграна. Немцы и итальянцы стали сдаваться на милость победителей целыми колоннами. А русские? Они «пустились в бега» по пустыне и оазисам, кто куда мог, и в этом им помогали местные племена Ливии и Туниса.

Финал войны для наших пленных соотечественников был печальным. Тех, кого западные союзники сумели захватить, сначала интернировали, затем по требованию советского командования отправили морем в Новороссийск или по железной дороге через Иран.

Затаившиеся же в пустыне беглецы приняли ислам и арабские имена и «растворились» среди бедуинов так, что до сих пор об их судьбе ничего не известно. Москва пыталась отыскать их по «горячим следам» сразу после победы. Так, в период работы Обследовательской комиссии ООН на территории Ливии (при решении вопроса о судьбе бывших итальянских колоний), представители СССР очень хотели напасть хотя бы на следы своих сограждан, но тщетно. Наши не «высовывались», а пустыня хранила свои тайны. Вполне возможно, что именно по этой причине тогдашний представитель СССР в ООН А.А.Громыко на одном из начальных этапов обсуждения роли великих держав в организации управления ливийскими территориями предложил наравне с Великобританией, США и Францией участие Советского Союза в опеке над Триполитанией [Pelt A. Libyan Independence and the United Nations, New Haven, 1970].

Во время работы в Египте (1965-1971 гг.) и в Ливии (1974-1980 гг.) автору этих строк приходилось неоднократно посещать места былых сражений. У Эль-Аламейна, Тобрука, Бенгази сооружены английские, итальянские, немецкие кладбища, где собраны и по-человечески перезахоронены те, кто воевал на Севере Африки либо во имя германского рейха, либо во славу западной демократии. На каменных плитах выбиты имена погибших, у многих могил никогда не увядают цветы. Но сколько ни пытались мы вчитываться в надгробные надписи, нигде ни словом не упомянуто о наших соотечественниках. Ни о тех, кто был в немецкой неволе в пустыне у Роммеля; ни о тех, кто обеспечивал британские морские транспорты в Средиземном море (и это тоже было); не говоря уже о перебежчиках, сумевших удрать от Роммеля и воевать в составе британского экспедиционного корпуса против общего врага... Грустно это было когда-то констатировать, еще больнее писать сейчас...

А между тем, например, по данным фронтового писателя Сергея Борзенко, опубликовавшего повесть «Эль-Аламейн» еще в 70-х гг. ХХ в., только в обороне крепости Тобрук участвовало около двухсот советских людей. Среди них и герой его повести полковник Хлебников и двенадцать товарищей-танкистов, бежавших из немецкого плена. Они совершили переход по пустыне, сражались и погибли под Эль-Аламейном в составе 8-й британской армии [Борзенко С., Эль-Аламейн, 1970].

Другой наш коллега, Павел Демченко, с которым я работал в 60-х гг. в Египте (он корреспондент «Известий», я – АПН), рассказывал, что в 1943 г., когда он служил в Иране, как-то в английском воинском эшелоне, следовавшем из Северной Африки, он обнаружил целый батальон, сформированный из бывших советских военнопленных, говоривших по-русски. Один из них спрашивал, где взять кипятку. Люди ехали домой, хотя и знали, что по приказу №270 от 16 августа 1941 г., изданном И.В. Сталиным, они считались предателями и должны были идти под трибунал. Эти и другие подробности трагедии «рабов Роммеля» опубликовал наш коллега В.В. Беляков в книге «Приютила Африка Жар-птицу» [2000]. Он, корреспондент «Правды» (с 1986 г.), затем «Труда» (1996-2002 гг.) и журнала «Азия и Африка сегодня» (до начала XXI в.) нашел среди 11 945 английских могил Эль-Аламейна в секторе В-16 в 29 колонне фамилию нашего соотечественника младшего лейтенанта Звягинцева Ивана Дмитриевича, погибшего 28 декабря 1941 г. Потом В. В. Беляков вышел еще и на командира диверсионного отряда из 23 человек Владимира Пенякова, воевавшего в составе 8-й британской армии и совершавшего под Эль-Аламейном автономные рейды в тыл противника. О нем же упоминает и А. Б. Подцероб в статье об «Эпохе Ле Клерка в Сахаре» [Восток, 2009, №4]. Группа В. Пенякова, например, разгромила аэродром под Тобруком, уничтожив 20 самолетов противника, взрывала склады с горючим, освобождала военнопленных. В частности, узнав о жестоких казнях итальянцами ливийцев, заподозренных в сотрудничестве с англичанами (их подвешивали за челюсти на крюк и оставляли умирать на солнце), В. Пеняков направил письмо командующему итальянскими войсками в Киренаике генералу Патти, предупредив, что за каждого замученного араба он будет расстреливать одного итальянского офицера. И казни прекратились (об этом упомянули и Жермигина Н.А., Сологубовский Н.А., Филатов С.В. в книге «Очерки из истории российско-тунисских отношений в XVIII-XX веках» [2006, с. 8-82]. Беглых русских военнопленных в 1941-1943 гг. видела и принимала А.А. Ширинская, автор книги «Бизерта. Последняя стоянка» [М.: Воениздат, 1999], жившая в Тунисе с 1920 г. Об этом она рассказывала лично автору этих строк (в 2009 г. умерла). «Хотя их называли «русскими», — подчеркнула она, — там были украинцы, татары, другие… группы по 10 человек».

Когда Э. Роммель прибыл в Италию, он заказал для своих войск «новую порцию» советских военнопленных – 10 000 чел. Они были доставлены и занимались тем же, чем их товарищи по беде в Африке. Но после войны их собрали и отправили на родину через Египет, где уже было посольство СССР и где все они были учтены. Об этом, в частности, подробно писал В.В. Беляков, проведший специальное журналистское расследование.

13 мая 1943 г., закончив боевые действия в Африке, союзники в июле-августе 1943 г., форсировав Средиземное море в обратном направлении, захватили итальянский остров Сицилия, а 3 сентября развернули операцию в Южной Италии, освободив ее к началу 1944 г. от фашистских войск, которыми командовал бежавший туда Э. Роммель. 4 июня 1944 был взят Рим, и к началу 1945 г. фашисты контролировали только северную часть страны. Победа союзников приближалась.

Тут-то и началась европейская стадия освобождения военнопленных различных национальностей, в том числе и советских. Британские власти приняли решение отправить их сначала из Италии в Египет, а потом репатриировать оттуда домой через страны Ближнего Востока и Иран. Об этом свидетельствует переписка посольства Великобритании в Каире с открывшейся в ноябре 1943 г. в Каире миссией СССР. В 1944 г., согласно английским данным, из Италии в Египет были доставлены 5694 бывших советских военнопленных, размещенных в восьми транзитных лагерях, бывших английских казармах, где уже были русские беженцы в 1920-1922 гг. Это – в зоне Суэцкого канала и в пустыне между Каиром и Александрией. Там наших соотечественников уже «фильтровали» представители советского специального органа – управления уполномоченного при СНК СССР по делам военнопленных и интернированных, созданного 23 октября 1944 г. Затем на родину их отправляли морем в наши черноморские порты, на грузовиках в Тегеран через Палестину и Ирак, в теплушках до Баку и по другим маршрутам. Возникшая при этом неразбериха привела к тому, что к февралю 1945 г., кроме официально доставленных англичанами 5694 чел., в лагерях оказалось людей в два раза больше (11292 чел.), из-за «приползших» из пустыни репатриантов 1943 г., освобожденных союзниками в ходе военных действий в Северной Африке [Беляков В.В., По следам «Пересвета», 1994]. К апрелю 1945 г. советская миссия в Каире, уехав, так и не составила полную справку о них, от чего архивы ГАРФ до сих пор недоступны. Печальная участь «русских рабов» Роммеля так и осталась бы тайной, если бы о ней не заговорили те самые из них, кто, пройдя штрафные батальоны и сибирскую каторгу, остались-таки в живых, чтобы рассказать правду о себе и своих мертвых товарищах, от которых отвернулась судьба и Родина. Изможденные и старые, они многое путали, но единогласно подтверждали факты беспрецедентного «русского присутствия» на Севере Африки в годы второй мировой войны. Сама сага о «русских рабах» Роммеля еще не написана. Исследователям предстоит дополнительно изучать германские, британские, американские, итальянские и российские архивы (а также архивы стран Северной Африки), и если это не успеем сделать мы, то завещаем сделать это нашим потомкам…[Беляков В.В., Российский некрополь в Египте, 2001, Беляков В.В., К берегам священным Нила…Русские в Египте, 2003, Беляков В.В., Из Европы в Европу – через Африку, 2004]. Когда-нибудь, надеемся, архивы, наши, западные, арабские и другие станут доступны.

Несмотря на пережитое, некоторые из вернувшихcя репатриантов взялись за перо. Так, Сулейман Велиев, ставший в поствоенный период известным в Азербайджане писателем, опубликовал свои воспоминания в книге «Путь на родину». [1963]. 8 декабря 1944 г. его отправили из лагеря №307 (из местечка Дженейфи, что на берегу Малого горького озера, через которое идет Суэцкий канал, поездом в Суэц, оттуда пароходом в иракский город Басра, затем поездом до порта Бендершах, что на берегу Каспийского моря, и потом на пароходе «Туркмения» репатриантов доставили в Баку [Велиев С., Жемчужный дождь, 1963]. Под впечатлением пребывания в Египте, где к нашим гражданам относились с большой симпатией, С.Велиев опубликовал еще и «Арабские рассказы» [Велиев С., там же, с.234-254]. В глазах египтян, особо отметил С. Валиев, репатрианты были представителями державы-победительницы в Великой войне. «Они говорили, что мы для них – это советский народ и, высказывая свои добрые чувства к нам, выражали свою любовь к советскому народу, к нашей стране» [Велиев С., там же, с. 294]. Другой автор Н. В. Новиков, бывший сотрудник посольства СССР в Египте, писал, что на показе фильма «Сталинград» 15 мая 1944 г. присутствовала вся египетская элита во главе с королем Фаруком и собирались средства в помощь гражданскому населению СССР [Новиков Н.В., Пути и перепутья дипломата, 1976]. Это подтвердил американский журнал «Коллиерз» в номере от 17 февраля 1945 г., писавший, что «распространенное среди европейцев ощущение, что Россия выиграла войну практически в одиночку, присуще и египтянам» [Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ), С. 087. Оп. 8. П. 8, 9, 18. Л. 9 об.].

Совершенно по-другому относились к происходившему наши союзники по той войне. По свидетельству С.Велиева, администрация лагеря 307, где он содержался, пыталась склонять репатриантов к невозвращению на родину, пугала их Сибирью и с этой целью даже подсылала к ним бывших польских офицеров из армии генерала Андерса, но безуспешно [Велиев С., Жемчужный дождь, 1963], хотя, не выдержав такого обращения со стороны союзников, один человек, по свидетельству С. Велиева, покончил жизнь самоубийством (имя и место захоронения не названы), двое умерли от инфаркта (рядовой В.Зимберинг (8.10.1944) и сержант Е. Красин (20.10.1944). Их похоронили на военном кладбище в Восточной Кантаре на синайском берегу Суэцкого канала [Велиев С., там же]. Еще один репатриант П. Полян в своей книге «Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры и военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация» (М., 1996) поведал, что 28 августа 1945 г. он находился в группе из 2640 чел., которых отправили из Порт-Саида в Одессу на норвежском пароходе. По его данным, к февралю 1945 г. через Египет были репатриированы 11292 чел, т.е. там скопилось наших соотечественников значительно больше, чем туда перевезли англичане из Италии. П. Полян как раз считает, что в это число входили еще и репатрианты, освобожденные союзниками в ходе военных действий в Северной Африке. Кстати, и сам П. Полян, по-видимому, был подсажен в Порт-Саиде на пароход до Одессы вместе с другими сокамерниками, но судно шло из какой-то североафриканской страны и в Порт-Саиде только сделало остановку. Так не без оснований считает В.В. Беляков [Полян Павел., Жертвы двух диктатур. Остарбайтеры военнопленные в Третьем рейхе и их репатриация, 1994].

Были и другие оценки, скрашивавшие поведение наших бывших западных союзников по отношению к советским военнопленным. Так, Н.Д. Толстой, потомок русских эмигрантов, весьма субъективно, на основе западных источников, пытался обелить антирусскую деятельность британских волонтеров в Африке [Беляков В.В., Из Европы в Европу – через Африку, 2004]. Ему бы прочитать «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, хотя бы то, что напечатано в журнале «Новый мир» (1989, №8, с. 51) о «русских рабах» Роммеля, в конце концов, вернувшихся на родину и по этапу отправленных в Магадан, где с ними так никто не разобрался и до сих пор не снял шляпу. История, правда, оставляет не только архивы, но и живых свидетелей событий, которые нередко добавляют, но и, бывает, опровергают архивариусов. «Русских рабов», оказавшихся по воле германского фашистского рейха на Севере Африки, уже нет в живых, но осталась пустыня, на которой происходила драма; остались люди, ее видевшие; и остались, наконец, родственники, которые хотели бы знать правду о тех, кто до сих пор числится «'пропавшими без вести» со времен второй мировой войны. Все вместе они могли бы обменяться информацией, которой располагают, а то и организовать совместную поисковую экспедицию в те края, где некогда гремела война. Не исключаю, что следопытам взялись бы помочь и те белокурые бедуины, которых автор этих строк не раз встречал в сахарских оазисах (в египетских, ливийских и тунисских). А вдруг и они, потомки тех «белых рабов», зададутся вопросом, почему отличаются от своих нынешних соплеменников не только цветом кожи и глаз, но и некими манерами, и не разбавлена ли их арабская кровь русской терпеливой грустью?

Да, надежда умирает последней. И у нас должна теплиться надежда, что когда-нибудь и мы узнаем правду о наших соотечественниках, попавших в роммелевскую петлю судьбы.

Егорин Анатолий Захарович – доктор исторических наук, профессор, руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН

09.07.2010

Анатолий Егорин


Источник http://nnm.ru/blogs/gaalnixrlz/russkie-raby-rommelya/
С уважением, Татьяна Евгеньевна.
Аватара пользователя
МИШИНА
Администратор
 
Сообщения: 35828
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: «Русские рабы» Роммеля

Сообщение МИШИНА » 07 янв 2013, 18:09

Документ, уточняющий потери

Номер донесения 10
Тип донесения Донесения об освобожденных из плена
Дата донесения 08.12.1944
Название части ПП г. Бендер-Шах

http://obd-memorial.ru/memorial/fullima ... 000001.jpg
Изображение

http://obd-memorial.ru/memorial/fullima ... 000002.jpg

http://obd-memorial.ru/memorial/fullima ... 000003.jpg

Изображение
С уважением, Татьяна Евгеньевна.
Аватара пользователя
МИШИНА
Администратор
 
Сообщения: 35828
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35


Re: «Русские рабы» Роммеля

Сообщение МИШИНА » 26 фев 2016, 15:39

Русские солдаты в северной африке.
Николай Сологубовский


http://www.proza.ru/2012/10/16/1966
С уважением, Татьяна Евгеньевна.
Аватара пользователя
МИШИНА
Администратор
 
Сообщения: 35828
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35

Re: «Русские рабы» Роммеля

Сообщение МИШИНА » 26 фев 2016, 15:40

Русские солдаты в Северной Африке в 1940 – 1945 годах.

http://maxpark.com/community/14/content/1957283
С уважением, Татьяна Евгеньевна.
Аватара пользователя
МИШИНА
Администратор
 
Сообщения: 35828
Зарегистрирован: 06 янв 2013, 22:35


Вернуться в г. Бендер-Шах Пересыльный пункт для военнопленных

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron
http://counter.rambler.ru/top100.jcn?2835852